Взгляд Всемирного банка на перспективы экономики России
Решил сделать выжимку основных моментов из недавно опубликованного доклада Всемирного банка об экономике России и ее перспективах.
Ниже представлен мой перевод без каких-либо комментариев, чтобы максимально полно отразить позицию Банка.
Всемирный банк — это международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам.
О ситуации в мире:
Рост мировой экономики прогнозируется на уровне 3% в год, при этом развивающиеся страны будут расти на 4,7%:
Мировая торговля замедлилась быстрее, чем ожидалось. Опросы компаний в США, Китае и Японии показывают, что риски торговой войны еще не полностью реализованы.
В то время как Евразийский союз (не включая Россию) продемонстрировал сильный рост в 2018 году, основные торговые партнеры России — зона евро и Китай — испытали замедление роста.
Изменение денежно-кредитной политики США и перспективы роста экономики США и других крупных экономик способствовали значительному повышению курса доллара США в 2018 году.
Валюты развивающихся стран, включая российский рубль, упали, а совокупный отток капитала из развивающихся рынков превысил тот, который наблюдался после 2013 года.
Приток капитала на развивающиеся рынки:
Цены на нефть выросли в этом году и остаются нестабильными, при этом добыча нефти в России достигла рекордно высокого уровня:
Россия — самый большой экспортер природного газа:
Ситуация в России в 2018 году:
Российская экономика продемонстрировала рост в первой половине 2018 года в условиях роста цен на нефть и стабильной макроэкономической политики.
Рост реального ВВП составил 1,3 % г/г в 1 квартале 2018 года и 1,9 % г/г во 2 квартале 2018. Сектора, не связанные с торговлей, были основными драйверами роста в первой половине 2018 года.
Тем не менее предварительные оценки показывают, что темпы роста в 3-м квартале 2018 года, по-видимому, снизятся. В 3-м квартале ожидается рост на 1,3% г/г. Это замедление связано с низким сбором урожая, слабыми показателями производства и строительства, а также «уходом эффекта» чемпионата мира по футболу.
Чистый отток капитала увеличился из-за турбулентности на развивающихся рынках и усиления геополитической напряженности.
Расширение санкций и усиление геополитической напряженности привели к увеличению чистого оттока капитала с 1,1 % ВВП в январе-сентябре 2017 года до примерно 3,4 % ВВП за тот же период в этом году. Этот отток в основном был обусловлен распродажей ОФЗ и снижением интереса иностранных инвесторов к российским активам.
В целом надежная макроэкономическая база с относительно высоким уровнем международных резервов (461 млрд. долларов США), низким уровнем внешнего долга (около 29 % ВВП) позволяют России хорошо противостоять внешним шокам.
Денежно-кредитная политика основывалась на таргетировании инфляции.
С июля 2018 года инфляция выросла, но оставалась ниже целевого уровня ЦБ РФ в 4 % в годовом выражении, причем непродовольственные товары вносили наибольший вклад в общую инфляцию:
Центральный банк повысил ключевую ставку в сентябре 2018 года с 7,25 % до 7,5 % в связи с повышением инфляционных рисков (усиление геополитической напряженности, турбулентность на развивающихся рынках и плановое повышение НДС).
Банковский сектор относительно слаб, но стабилен. Тем не менее объемы кредитования растут, хотя и в разном темпе по различным сегментам (на 9,7 % в годовом выражении в корпоративном секторе).
В то же время концентрация государственного сектора в банковской сфере выросла. Пять крупных банков контролируют 60 % активов системы — по сравнению с 52 % в конце 2013 года.
Сальдо бюджета улучшилось на всех уровнях бюджетной системы. Профицит бюджета обусловлен ростом цен на нефть в сочетании с ослаблением рубля и улучшением налогового администрирования.
В целях ускорения рост экономики президент В. Путин издал указы, в которых был представлен ряд целей, которые должны быть достигнуты к 2024 году. Эти цели уже побудили правительство увеличить расходы на образование, здравоохранение, инфраструктуру, социальную политику, цифровую экономику и поддержку МСП в 2019 году.
Ожидается, что дополнительные бюджетные расходы в этих областях составят около 8 триллионов рублей в течение шести лет (или около 1,1 % годового ВВП в среднем).
Наиболее важные шаги по аккумуляции денег для реализации майских указов включают в себя:
- Повышение ставки НДС с 18 до 20 % (позволит получить доходы в размере от 0,5 до 0,6 % ВВП ежегодно);
- Рост налогообложения нефтяного сектора к 2024 году (изъятие доходов в размере от 0,2 до 0,4 % ВВП в 2020 и 2021 годах);
- Повышение пенсионного возраста (позволит мобилизовать доходы в долгосрочной перспективе).
Ожидается, что в федеральном бюджете будет профицит в размере 1,8 % ВВП, 1,1 % ВВП и 0,8 % ВВП в 2019, 2020 и 2021 годах.
Ситуация в России на горизонте до 2020 года:
Перспективы роста экономики России на 2018-2020 годы остаются скромными, прогнозируемые на уровне 1,5-1,8 %.
Это говорит о том, что темпы роста в России останутся ниже среднего для развивающихся рынков (4,6 %) и превысят средние для развитых экономик (1,7 %) только в 2020 году.
Более высокие, чем ожидалось, цены на нефть могут благоприятно повлиять на прогноз.
Неблагоприятные факторы проистекают из потенциального расширения санкций и сохраняющейся повышенной геополитической напряженности, что выражается в высокой неопределенности, которая снижает внутренний спрос. Заметная эскалация торговой напряженности между основными экономиками может негативно повлиять на рост в России и во всем мире.
Внешние финансовые факторы могут негативно повлиять на рост в России, оказав давление на бюджет и обменный курс, порождая высокую инфляцию и падание внутренного спроса.
Инфляционные риски связаны с повышением ставки НДС, девальвацией рубля, более высоким, чем ожидалось, ростом цен на бензин.
Диверсификация экспорта ограничена.
С 2014 года рост объемов неэнергетического экспорта России опережает рост энергоносителей.
Тем не менее прогресс России в диверсификации экспорта ограничен, поскольку доля нефтегазовых продуктов в 2017 году по-прежнему составляет 59% в экспорте товаров, а диверсификация происходит в основном за счет текущих товаров (не новых).
Более того, интеграция России в мировую экономику не сильно изменилась:
С учетом гибкого обменного курса и обновленного бюджетного правила в настоящее время действуют меры, которые сдерживают макроэкономическую волатильность.
«Майские указы» и другие инициативы правительства, направленные на инвестирование в человеческий капитал и инфраструктуру, являются шагами в правильном направлении.
Ситуация в России после 2020 года:
Цель «Майских указов» по сокращению вдвое бедности к 2024 году может быть достигнута.
Вследствие восстановления реальной заработной платы и располагаемых доходов на фоне низкой инфляции число бедных сократилось на 1,1 миллиона в первой половине 2018 года.
Предлагаемое повышение ставки НДС также окажет относительно нейтральное влияние на общее распределение доходов.
Тем не менее уровень бедности остается более 13 % и прогнозируется в среднем 12 % в течение следующих трех лет — все еще выше докризисного уровня в 10,8 % в 2013 году.
Целевой показатель уровня бедности в 6,6 % к 2024 году может быть достигнут даже при скромном сценарии роста экономики в 1,5 %.
В более долгосрочной перспективе различные правительственные инициативы могут удвоить потенциальные темпы роста экономики России до 3% к 2028 году.
Увеличения пенсионного возраста, увеличение инвестиций и постепенное ускорение роста совокупной факторной производительности (TFP) могут удвоить потенциальные темпы роста экономики России до 3,0 % к 2028 году.
Россия продолжила свои усилия по улучшению нормативно-правовой базы для МСП, проведя четыре реформы в прошлом году. Благодаря этим реформам Россия поднялась на 31-е место в мировом рейтинге doing business с 35-го места в прошлом году и 40-го места два года назад. Однако возможности для дальнейшего улучшения остаются в таких областях, как трансграничная торговля, регулирование банкротств и защита миноритарных инвесторов.
Условия конкуренции в России улучшались не так быстро, как условия инвестиционного климата. Россия занимает 95-е место из 137 стран по показателю восприятия конкуренции в Глобальном индексе конкурентоспособности Global Competitiveness Index’s.
Удвоение роста ВВП потребует помимо положительного для экономики эффекта от повышения пенсионного возраста, проведения реформ, которые увеличивают внутреннюю миграцию, стимулируют инвестиции и увеличивают рост совокупной факторной производительности (TFP).
Усиление конкуренции и развитие человеческого капитала помогут ускорить рост TFP.
Подписаться на telegram канал