ОБЗОР ПРЕССЫ И КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

«Аэрофлоту» для преодоления кризиса надо продать акций примерно на 100 млрд рублей

Выкупать их придется государству и госкомпаниям

Правительство поручило Росимуществу, Минфину и Минтрансу осуществить допэмиссию акций «Аэрофлота» и разместить их по открытой подписке – распоряжение правительства опубликовано во вторник, 28 июля. Сейчас Росимуществу принадлежит 51,17% «Аэрофлота». Допэмиссию надо провести таким образом, чтобы размер госпакета не уменьшился, говорится в распоряжении.

Чтобы преодолеть вызванный эпидемией ковида катастрофический спад перевозок, «Аэрофлоту» необходима государственная помощь, рассказали два сотрудника авиакомпании. Один из собеседников называет цифру в 80–100 млрд руб. Другой говорит, что нужно минимум 50 млрд руб. Огромные кассовые разрывы вызваны практически полной остановкой продаж в апреле – мае и частично июне.

Пока группа «Аэрофлот» получила от государства всего 7,89 млрд руб. – столько досталось головной авиакомпании и двум ее «дочкам» по постановлению правительства в рамках поддержки всей авиаотрасли. Остальные потребности «Аэрофлот» пока закрывал кредитами. Только за I квартал года «Аэрофлот» набрал новых кредитов примерно на 30 млрд руб., увеличив долг перед банками до 46,4 млрд руб. В апреле – мае «Аэрофлот» занял у российских банков еще 44 млрд руб., сообщала компания. Все эти кредиты – краткосрочные. И наконец, летом «Аэрофлот» взял в Сбербанке еще два кредита: один размером 1,85 млрд руб. на выплату зарплат, второй – на 31 млрд руб. сроком на пять лет. Новые кредиты могли частично направляться на погашение старых. Размер долга перед банками на конец июня компания еще не раскрывала.

Агентство Reuters сообщало в июне, что «Аэрофлот» продаст новых акций на 80 млрд руб.: бумаги на 50 млрд выкупит Росимущество, на 30 млрд – госбанк ВТБ и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ; принадлежит Росимуществу). На закрытие торгов во вторник весь «Аэрофлот» стоил на Московской бирже 93 млрд руб.

Получается, если продавать новые акции по рыночной цене, то для покрытия финансовых потребностей «Аэрофлоту» надо удвоить уставный капитал. Средства от допэмиссии пойдут прежде всего на погашение кредитов – они были взяты на покрытие кассовых разрывов, погасить их самостоятельно «Аэрофлот» не сможет, говорит человек, близкий к компании.

«Безусловно, инвестиционное подразделение группы ВТБ, будучи крупнейшим в РФ, рассмотрит возможность инвестирования в акции «Аэрофлота», когда и если данная сделка будет запущена. Уже сейчас можно сказать, что, несмотря на сильную просадку отрасли авиаперевозок, акции «Аэрофлота» сохраняют свою инвестиционную привлекательность. Компания является одной из наиболее ликвидных на российском фондовом рынке и обладает большой и диверсифицированной базой инвесторов, в связи с чем рыночная сделка с ее акциями будет интересна максимально широкому кругу инвесторов», – рассказал представитель ВТБ.

Пресс-служба правительства на запрос «Ведомостей» не ответила, а представитель РФПИ от комментариев отказался.

«Правительство хочет, чтобы в допэмиссии максимально поучаствовали частные инвесторы. Те акции, которые останутся после выкупа Росимуществом и частными инвесторами, могут выкупить ВТБ и РФПИ», – говорит человек, близкий к одной из сторон будущей сделки. «На данный момент параметры допэмиссии не известны. Если размещение пройдет на текущих рыночных условиях, то оно вряд ли привлечет миноритарных акционеров – акции «Аэрофлота» упали в период пандемии недостаточно сильно, чтобы сейчас обратить на себя внимание инвесторов. Ставку придется делать на мажоритарных инвесторов», – говорит аналитик «Атона» Михаил Ганелин. Частных инвесторов новые акции «Аэрофлота» заинтересуют при цене не выше 70 руб., а они стоят сейчас почти 84 руб. за штуку, говорит человек, близкий к миноритарным акционерам.

«Исходя из отчетности «Аэрофлота» за I квартал, мы оценивали потребность компании во внешней финансовой помощи в 20 млрд руб. Летом гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил, что группа планирует по итогам года перевезти 30 млн пассажиров, т. е. вдвое меньше, чем в 2019 г. По нашему мнению, это слишком пессимистичный прогноз, в случае его реализации мы оцениваем потребность «Аэрофлота» в помощи в 40–45 млрд руб.», – говорит аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова.

В апреле и мае все российские авиакомпании перевезли соответственно 739 000 и 946 000 человек, или в 11 и 12,5 раза меньше, чем за аналогичные месяцы 2019 г. Международные перелеты запрещены с конца марта и будут открыты с

1 августа – пока только в три страны: Турцию, Великобританию и Танзанию. В апреле и мае во многих регионах действовал карантин: прилетающие из других городов, прежде всего из Москвы, должны были две недели провести в самоизоляции – это сильно ограничивало спрос на перелеты по России. В июне рынок начал восстанавливаться, отрасль перевезла 2,84 млн человек, или 22,5% от показателей июня прошлого года.

https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2020/07/28/835524-aeroflotu-krizisa


Трубоукладчик для «Северного потока – 2» исчез из отчетности «Газпрома»

Судно-трубоукладчик «Академик Черский», которое способно достроить газопровод «Северный поток – 2» (Nord Streem 2), возможно, сменило собственника. Судовладельцем выступал «Самарский теплоэнергетический имущественный фонд» (СТИФ), аффилированный с «Газпромом», однако он не значится в списке аффилированных лиц монополии, прилагаемом к квартальному отчету компании. Первым на этот факт обратил внимание РБК.

Из квартальной отчетности «Газпрома» следует, что единственный в России обладающий современной системой динамического (безъякорного) позиционирования трубоукладчик перестал принадлежать группе «Газпрома». Новый конечный собственник судна неизвестен. СТИФ входил в группу «Газпрома» по состоянию на 31 марта 2020 г. и упоминался в списке аффилированных компаний, по состоянию на 30 июня он в нем не упоминается. РБК предположил, что фонд, который в конце марте 2020 г. сменил адрес с Самары на Санкт-Петербург, поменял собственников. На это, по данным издания, указывает смена генерального директора СТИФ – вместо Андрея Тимофеева им руководит теперь Александр Смелков. «Газпром» также мог воспользоваться правом не раскрывать данные о судовладельце из-за угрозы санкций. Такое право предоставлено правительством России постановлением от 4 апреля 2019 г. Сам же СТИФ – непубличная компания и не обязан раскрывать состав участников.

В начале июня РБК сообщал, что судно «Академик Черский», до начала 2020 г. числившееся в составе ООО «Газпром флот», находится в собственности АО «Самарский теплоэнергетический имущественный фонд» (СТИФ). Этот фонд в конце марта 2020 г. сменил прописку с Самары на Санкт-Петербург. Других судов в собственности СТИФ не значится. СТИФ, собственник «Академика Черского», по состоянию на 31 марта входил в группу «Газпрома», следовало из списка аффилированных лиц монополии. В новом списке по состоянию на 30 июня (.pdf) фонда уже нет. При этом СТИФ является действующим юридическим лицом, название он не менял, следует из выписки из ЕГРЮЛ на 28 июля. Это означает, что во II квартале фонд сменил собственника (после этого СТИФ поменял гендиректора – им стал Александр Смелков вместо Андрея Тимофеева).

https://www.vedomosti.ru/business/news/2020/07/29/835541-truboukladchik-dlya-severnogo-potoka-2-ischez-iz-otchetnosti-gazproma


Импорт свинины в Россию достиг минимальных за 30 лет значений

Импорт свинины в Россию достиг минимальных за 30 лет значений. По итогам первой половины 2020 г. он сократился на 98%, до 1000 т, ранее Россия импортировала до 100 000 т в год, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка и экспертов.

По подсчетам центра, в денежном выражении поставки свинины в Россию снизились с $170 млн до $3 млн. Руководитель центра Андрей Дальнов связал произошедшие изменения с повышением привлекательности для мировых экспортеров рынков Китая и стран Юго-Восточной Азии и сменой тарифной политики России. Импорт свинины в Россию до 2020 г. регулировался квотой, в 2019 г. она составила 400 000 т. С 2020 г. ввоз свинины обложили таможенной пошлиной в 25%. Как отметил собеседник газеты, поставки до 100 000 т свинины ежегодно позволяли мировым производителям влиять на динамику оптовых цен на это мясо в России. Теперь тот фактор почти сойдет на нет, сказал Данилов.

Согласно прогнозам аналитиков Россельхозбанка, по итогам 2020 г. поставки свинины в Россию достигнут 10 000 т, в основном за счет ввоза из стран ЕАЭС. То есть импорт не превысит 1% от потребления свинины в стране, оно а 2020 г. оценивается в 4,1 млн т. Уход иностранной свинины с отечественного рынка поможет предотвратить резкий обвал цен на это мясо. Но они все равно снизятся не менее чем на 3–4%, прогнозируют эксперты. Гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев уточнил, что в этом году российский рынок обойдется без импортной свинины впервые как минимум за последние 30 лет. По его словам, за первые шесть месяцев года собственное производство свинины выросло на 12,6% год к году. В 2019 г. в России произвели 4,4 млн т свинины. Ковалев так же, как и Данилов, отметил, что мировые поставщики потеряли интерес к России из-за систематического снижения оптовых цен.

По данным Центра агроаналитики Минсельхоза, средние цены производителей на свинину в живом весе на конец мая были на уровне 86,16 руб. за 1 кг против 108,43 руб. за 1 кг годом ранее. При этом, сообщил руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, цены на свинину в Бразилии в последнее время выросли на 30–40%, свинина оттуда неконкурентоспособна в России даже при нулевой пошлине. На то, что иностранная свинина оказалась дороже российской, указал и гендиректор группы «Русагро» Максим Басов. По прогнозам Ковалева, производство свиного мяса в России в ближайшие три года вырастет на 1 млн т за счет строительства новых животноводческих комплексов. Треть уйдет на потребление, еще треть – на замещение продукции подсобных и фермерских хозяйств, а 300–350 000 – на экспорт, рассчитал он.

https://www.vedomosti.ru/business/news/2020/07/29/835542-import-svinini


 

Углеродный сбор ударит по «Газпрому»

От его введения в ЕС российские экспортеры потеряют почти $5 млрд

Оценки консультантов из Boston Consulting Group (BCG) практически совпадают с выводами аудиторов международной консалтинговой группы КПМГ: российские экспортеры едва ли не больше всех потеряют от введения углеродного регулирования в странах ЕС. Согласно данным BCG, только лишь прямые потери экспортеров из России, которые включены в европейскую схему торговли квотами на выбросы парниковых газов, составят $3–4,8 млрд в год. По оценкам КПМГ, при пессимистичном сценарии развития событий, т. е. при появлении так называемого углеродного сбора уже с 2022 г., суммарные потери отечественных экспортеров лишь в первый год их действия составят 3,6 млрд евро. Далее налоговая нагрузка будет ежегодно возрастать, и в 2030 г. им придется заплатить уже 8,2 млрд евро, или 50,6 млрд евро накопленным итогом.

«Европейские страны, а также Европейская комиссия уже достаточно длительное время обсуждают возможность внедрения углеродного сбора, – поясняет научный сотрудник факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Марсель Салихов. – Если европейские сталелитейные или цементные компании обязаны платить за выбросы, а их иностранные конкуренты – нет, понятно, что европейские компании оказываются в проигрыше и заинтересованы во введении подобного сбора для конкурентов».


«Интер РАО» будет расти внутрь

Компания готова вложить в российский бизнес 1 трлн руб.

“Ъ” удалось ознакомиться с проектом стратегии развития «Интер РАО» до 2030 года. Компания окончательно отказывается от экспансии на зарубежных рынках, сконцентрировавшись на российском бизнесе, в который планируется вложить до 1 трлн руб. за десять лет. Большая часть средств может пойти на сделки по покупке энергоактивов, в том числе ВИЭ-генерации, а также на строительство новых и модернизацию старых ТЭС. В итоге «Интер РАО» рассчитывает увеличить EBITDA к 2030 году более чем в два раза, до 320 млрд руб. При этом, вопреки ожиданиям инвесторов, компания намерена сохранить текущую консервативную дивидендную политику.

https://www.kommersant.ru/doc/4434035


 

Коронавирус

 

 


Календарь на сегодня
ММК отчет за 1 полугодие 2020 МСФО
Новатэк отчет за 1 полугодие 2020 МСФО

Другие материалы по данной теме

Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*
Генерация пароля