Прибыль Mail.ru Group в 3 квартале снизилась на 19,5%

Совокупная сегментная выручка Mail.ru Group в 3 квартале 2020 года выросла на 19,9% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 26 372 млн рублей (включая Deus Craft).

Совокупный сегментный показатель EBITDA компании снизился на 1,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 6 734 млн рублей.

Совокупная чистая прибыль снизилась на 19,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 2 839 млн рублей.

Председатель совета директоров Mail.ru Group Дмитрий Гришин и генеральный директор Борис Добродеев прокомментировали:

«Мы рады представить результаты за третий квартал. Несмотря на кардинальные изменения в условиях работы и сложную макроэкономическую ситуацию, наши финансовые показатели подтверждают, что мы успешно адаптируемся к новой реальности и масштабируем нашу деятельность.

— Совокупная выручка компании в третьем квартале 2020 года выросла на 19,9% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 26 372 млн руб.

— Выручка от рекламы в третьем квартале 2020 года выросла на 5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 9 510 млн руб.

— Без учета рекламы в поиске выручка от рекламы в третьем квартале 2020 года выросла на 8,6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 9 375 млн руб.

— Выручка MMO-игр в третьем квартале 2020 года выросла на 33,8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 9 615 млн руб.

— Выручка от пользовательских платежей за социальные сервисы (Community IVAS) в третьем квартале 2020 года увеличилась на 8,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 4 237 млн руб.

— Прочая выручка в третьем квартале 2020 года выросла на 63,7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 3 010 млн руб.

Онлайн-реклама, которая во втором квартале находилась под влиянием негативных факторов (в результате чего в сегменте наблюдалось сокращение на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), вернулась к положительной динамике. Рост выручки от рекламы составил 5% — или 8,6% без учета рекламы в поиске. В третьем квартале постепенно восстанавливалась активность рекламодателей, что обеспечило рост средней ставки CPM в аукционе на уровне чуть менее 10%.

Выручка соцсети ВКонтакте, которая занимает центральное место в нашей экосистеме в России, в третьем квартале выросла на 12,9%. Рекламная выручка ВКонтакте от малого и среднего бизнеса увеличилась примерно на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, несмотря на сохранение неблагоприятных условий на рынке. Во ВКонтакте более 2 млн активных бизнесов, при этом пока менее 10% из них используют услуги по платному продвижению в соцсети: таким образом, в этой области есть значительный потенциал для роста. Выручка от размещения рекламы через внутренний кабинет в Одноклассниках в третьем квартале выросла более чем вдвое. Количество платящих бизнес-профилей увеличилось на 91%, что также дает повод для оптимизма

К концу третьего квартала в рекламную сеть myTarget входило более 2 тыс. сайтов и свыше 11 тыс. мобильных приложений, при этом в сентябре количество партнеров выросло на 25%. Что касается прогнозов по росту рекламы до конца года, динамика рекламных расходов остается нестабильной и прогноз развития рынка затруднен. Он будет зависеть от темпов восстановления экономики, которые определяются в том числе развитием ситуации вокруг пандемии коронавируса.

Несмотря на снятие ограничительных мер во втором квартале, выручка от ММО-игр в третьем квартале уверенно росла — на 33,8%. Сегодня игровое направление под брендом MY.GAMES сравнимо по размеру с сегментом «Социальные сети и коммуникационные сервисы» (40% и 48% всей выручки соответственно). Одним из факторов роста стала недавняя консолидация игровой студии Deus Craft: без учета результатов этой студии рост выручки от ММО-игр составил 24%. Мы продолжаем глобализацию бизнеса, благодаря чему 76% выручки MY.GAMES приносят международные рынки. По нашим прогнозам, в 2020 году выручка от ММО-игр вырастет приблизительно на 30%.

Выручка от пользовательских платежей (IVAS) в третьем квартале увеличилась на 8,3%: темпы несколько снизились по сравнению с вторым кварталом, когда рост составил 16,7%. Замедление роста было ожидаемым и объясняется отменой режима самоизоляции, во время которого возросла популярность социальных игр и обмена стикерами и виртуальными подарками. Мы по-прежнему полагаем, что в дальнейшем рост выручки от пользовательских платежей за социальные сервисы будет оставаться на уровне ниже 10%, а их доля в структуре общей выручки будет сокращаться.

Доля прочей выручки в составе совокупной выручки продолжила расти. В третьем квартале прочая выручка увеличилась на 63,7% – главным образом за счет образовательных онлайн-проектов (Skillbox, GeekBrains). Даже когда ситуация нормализовалась после снятия ограничительных мер, оба проекта показали рост на более чем 35% по сравнению с предыдущим кварталом, при этом их совокупная выручка превысила 1,6 млрд руб. Мы ожидаем, что в 2020 году консолидированные активы в области онлайн-образования обеспечат нам выручку более 5 млрд руб.

Несмотря на то, что макроэкономическая ситуация остается сложной, Юла в третьем квартале продолжила демонстрировать уверенную положительную динамику — рост выручки составил 34,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (во втором квартале — 25%). По итогам года мы предполагаем достичь плановой выручки от данного сервиса (2,7—3 млрд руб.), при этом пропорциональный уровень убытков должен остаться на уровне прошлого года или сократиться.

Прогноз на 2020 год:

Несмотря на значительное ухудшение прогноза по ВВП России в 2020 году (до пандемии ожидалось, что он вырастет на 2%, теперь предполагается спад как минимум на 4%), мы ожидаем, что годовая выручка Mail.ru Group на сопоставимой основе вырастет на 17-19% и соответственно может достичь 103 млрд руб.: это поставит нас внутрь диапазона, который мы озвучили как прогноз по выручке в начале 2020 года, до пандемии.

Как мы уже отмечали ранее, мы видим, что пандемия открывает новые возможности по многим направлениям онлайн-бизнеса. Поэтому до конца 2020 году мы продолжим инвестировать в развитие бизнеса, чтобы обеспечить дальнейший уверенный рост и расширить масштаб деятельности компании в ближайшие годы. Мы сосредоточили усилия на развитии текущих направлений деятельности — сервиса «Клипы»,  MY.GAMES, в том числе платформы с играми Store, облачных сервисов, решений для бизнеса, музыкальных и видеосервисов, проектов в сфере социальной коммерции, финтеха, онлайн-образования и пр. Также мы фокусируемся на развитии продуктов в рамках экосистемы — например, единой учетной записи VK Connect, умной колонки Капсула c голосовым ассистентом Маруся, сервиса единой подписки VK Combo, платформы мини-приложений VK Mini Apps — и совместных предприятий. Все это поможет нам обеспечить лидирующие позиции по охвату аудитории, уровню вовлеченности и показателям монетизации на российском интернет-рынке. Недавнее привлечение 600 млн долл., которое поддержали крупнейшие экономические акционеры компании, будет способствовать достижению этой цели.

Устойчивый рост нашего бизнеса достигается в этом году за счет краткосрочного снижения рентабельности из-за изменения распределения выручки между сегментами бизнеса и инвестиций, при этом годовая рентабельность по EBITDA ожидается в диапазоне 24–27%. Эта динамика должна как минимум отчасти измениться в 2021 году, и мы стремимся к достижению высоких показателей рентабельности с тем, чтобы успешно проходить любые кризисы в будущем.

По состоянию на конец третьего квартала 2020 года чистый остаток денежных средств на счетах компании без учета обязательств по аренде составлял около 3 млрд руб. (не включая поступления от размещения конвертируемых облигаций в октябре в объеме 400 млн долл.), а усредненная стоимость долга составляла 7,2%. Компания имеет высокий потенциал генерации свободного денежного потока. Благодаря этому мы можем спокойно и уверенно развивать компанию и продолжаем искать способы повысить добавленную стоимость для всех наших акционеров.  Дополнительную выгоду нашим акционерам принес листинг на Московской бирже 2 июля 2020 г.: он привел к существенному росту ликвидности и повышению доступности наших глобальных депозитарных расписок.

Основные показатели по сегментам

Социальные сети и коммуникационные сервисы

Выручка в сегменте «Социальные сети и коммуникационные сервисы» в третьем квартале выросла на 1,5% и достигла 12 622 млн руб.

ВКонтакте

ВКонтакте остается ведущей социальной сетью страны: в сентябре ее месячная активная аудитория в России выросла на 4,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 72,9 млн пользователей, при этом 67,4 млн человек пользовались ВКонтакте с мобильных устройств. Дневная аудитория увеличилась на 4,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Время, ежедневно проводимое в соцсети, составило 33 минуты1. При этом доля месячной аудитории, которая заходит во ВКонтакте каждый день, остается самой высокой среди конкурентов — 54%2.

После завершения периода самоизоляции показатели вовлеченности полностью нормализовались. Однако в третьем квартале все основные показатели активности увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: так, количество просмотров видео в социальной сети выросло на 50%, количество авторов уникальных историй за месяц — на 13%, а месячная аудитория платформы VK Mini Apps — на 68%.

ВКонтакте продолжила активно обновлять все коммуникационные сервисы, в том числе групповые аудио- и видеозвонки. Теперь в них могут общаться до 128 участников — как с компьютеров, так и со смартфонов. Сервис видеозвонков бесплатно предлагает полный набор опций, характерных для корпоративных платформ, при этом звонки не ограничены по времени. Кроме того, в них предусмотрены такие специальные функции, как уведомление о входящем звонке, виртуальные фоны с технологией 360°, чат для заметок, комментариев и обмена файлами.

ВКонтакте провела ребрендинг Сообщений. Он получил более подходящее название — Мессенджер, так как функциональность раздела давно вышла за пределы простого обмена сообщениями: с его помощью можно позвонить, перевести деньги, поделиться музыкой, фото, видео или документами. Также добавились привычные для мессенджеров функции — например, возможность писать контактам из телефонной книги после ее синхронизации с ВКонтакте. Социальная сеть планирует добавить и другие функции, которые позволят пользователю настроить Мессенджер в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Одним из ключевых направлений ВКонтакте остаются вертикальные ролики. Клипы — это бесконечная лента коротких вертикальных видео, месячная аудитория которой составляет 43 млн, а дневная — 6,7 млн пользователей. В сентябре количество просмотров клипов составило 5,5 млрд. Август был отмечен новым рекордом вовлеченности: число просмотров в день превысило 211 млн. ВКонтакте стала первой социальной сетью, запустившей виртуальные фоны с технологией 360° в рамках сервиса коротких видео. В целом, видео ВКонтакте ежедневно набирают 850 млн просмотров от 80 млн уникальных пользователей в месяц. Месячная аудитория стримов ВКонтакте составляет 45 млн человек.

Десятки тысяч пользователей регулярно поддерживают любимые сообщества: они оформили платные подписки через VK Donut, новый инструмент монетизации, запущенный во втором квартале. В сентябре количество платящих пользователей выросло на 50% по сравнению с августом.

ВКонтакте продолжила активную работу над развитием экосистемы и перекрестных продаж. Учетная запись VK Connect теперь внедрена для голосового ассистента Маруси, Delivery Club, Ситимобила, VK Combo и Юлы, а в скором времени она станет доступной и для других проектов. Каждый месяц количество новых авторизаций с помощью VK Connect увеличивается на 40%.

Также ВКонтакте продолжает развивать музыкальный сервис. В сентябре соцсеть представила подписку VK Combo, объединяющую подписку на музыку ВКонтакте и предложения по программе лояльности Combo. VK Combo позволяет пользователям получить широкий пакет услуг по цене обычной подписки на музыку ВКонтакте. Сейчас в музыкальной экосистеме Mail.ru Group уже больше 4 млн обладателей премиум-доступа к музыке — и мы ожидаем дальнейшего роста после запуска VK Combo.

На платформе VK Mini Apps в третьем квартале появилось около 2 000 новых активных мини-приложений, а в целом по итогам квартала на платформе 22 600 сервисов. Это стимулирует дальнейший рост ее использования: дневная аудитория выросла на 195% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла 3,2 млн пользователей, а месячная увеличилась на 68% и достигла 28,4 млн. Сервисы экосистемы — как Еда ВКонтакте (на базе Delivery Club), Такси ВКонтакте (на базе Ситимобила) и AliExpress — входят в число самых популярных мини-приложений. Количество поездок, которые совершают с помощью Такси ВКонтакте, с июня выросло почти в пять раз.

ВКонтакте продолжает развивать свои проекты в сфере социальной коммерции. ВКонтакте запустила «Маркет», маркетплейс, где собраны предложения около 190 тыс. продавцов и представлены 87 категорий товаров. «Маркет» ВКонтакте задуман как платформа с высоким уровнем персонализации, где преимущество в поисковой выдаче получают магазины с верификацией, онлайн-оплатой и доставкой заказов. Оплата покупок возможна с помощью банковских карт или системы VK Pay с возможностью отслеживания статуса заказов.

В текущем году мы продолжим активно инвестировать в развитие стратегических направлений: в том числе суперприложение, групповые звонки, платформу электронной коммерции и короткие видео.

1 Источник: Mediascope, июль 2020 г., Россия (все города, возраст от 12 лет), Desktop & Mobile

2 Источник: Mediascope, июль 2020 г., Россия (все города, возраст от 12 лет), Desktop & Mobile

Одноклассники

В третьем квартале средняя месячная аудитория ОК составляла 40 млн пользователей. Невзирая на сезонные факторы и отмену режима самоизоляции, активность аудитории в сфере потребления контента осталась на высоком уровне: количество просмотров видео в третьем квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло на 20%, а число загруженных видео и время просмотра в сентябре — на 14% и 10% соответственно. Также продолжила расти активность аудитории в прямых трансляциях: в сентябре месячная аудитория приложения OK Live увеличилась на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Одним из основных драйверов выручки ОК остаются IVAS, включая игры. Благодаря новой системе оповещений об обновлении игрового каталога, которую ОК запустили в третьем квартале в своем Android-приложении, число ежедневных посещений этого каталога выросло на 200% год к году, а число установок мобильных игр в день — на 30%. Кроме того, ОК вместе с популярными мобильными играми в соцсети в третьем квартале провели масштабную акцию для пользователей, благодаря которой был поставлен новый рекорд суточного оборота мобильных игр — 14 млн руб. В целом в третьем квартале время, проводимое в мобильных играх, выросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а суммарное число установок мобильных игр — на 17%. Помимо этого, Одноклассники отметили рост активности в стикерах: число отправленных стикеров выросло на 25% по сравнению с прошлым годом.

В третьем квартале Одноклассники усовершенствовали алгоритм рекомендации музыки: база треков, используемых для рекомендаций, была увеличена в пять раз. Количество прослушиваний треков по рекомендациям возросло на 10%. Кроме того, ОК запустили новый музыкальный раздел, где индивидуальные рекомендации для пользователей формирует нейросеть.

В самом начале четвертого квартала Одноклассники перезапустили собственный маркетплейс товаров совместно с AliExpress Россия. Пользователи получили доступ к более чем 100 миллионам новых товаров.

Игры

Несмотря на снятие ограничительных мер и последовавшее за этим возвращение глобальных показателей роста и вовлеченности игровой аудитории к нормальным значениям, в третьем квартале выручка игрового направления MY.GAMES увеличилась на 32,8% год к году и составила 10 672 млн рублей (против 47% роста во втором квартале год к году с учетом консолидации студии Deus Craft). На долю игрового направления пришлось 40% выручки компании. Наш рост в большей степени обеспечивают наши собственные проекты и франшизы — менее 10% выручки приходится на лицензированные игры. Доля выручки на международном рынке составила 76% (против 74% во втором квартале).

Мы по-прежнему придерживаемся курса на поддержание активной пользовательской базы: мы обновляем существующие проекты и добавляем новый контент. В августе мы также запустили новую казуальную мобильную игру Storyngton Hall от студии BIT.GAMES. В результате число наших игроков выросло на 6% к предыдущему кварталу и составило 740 млн.

Мы продолжаем расширять диапазон игровых жанров, представленных в нашем портфолио, в том числе за счет сделок. В октябре мы консолидировали долю в 51,16% в Deus Craft, разработчике мобильных игр в новом для MY.GAMES жанре тайм-менеджмент. В июле студия выпустила проект Grand Hotel Mania (более 4 млн установок), занявший уже в августе второе место по размеру выручки среди игр в жанре тайм-менеджмент на Android и iOS по всему миру. Выручка проекта в сентябре составила почти 5 млн долл.

Мобильные игры

В третьем квартале на мобильные игры пришлось 75% выручки игрового подразделения (против 71% за аналогичный период 2019 года). В пятерке крупнейших по выручке проектов по-прежнему остаются War Robots, Hustle Castle, Left to Survive, Love Sick: Interactive Stories и Zero City. В октябре к ним присоединился успешный проект Grand Hotel Mania от студии Deus Craft.

Игра War Robots (запущена более шести лет назад, студия Pixonic) достигла отметки в 177 млн скачиваний. Ее ежемесячная выручка превысила 800 млн рублей — это немногим меньше пиковых значений периода самоизоляции, когда она достигала порядка 1 млрд руб.  Проект вносит немалый вклад в позитивную динамику EBITDA. По состоянию на сентябрь игра входила в топ-5 мобильных шутеров в США по выручке. Обновление War Robots Remastered, вышедшее в октябре и показанное в ежегодной презентации Apple, по нашим ожиданиям окажет еще большую поддержку одной из сильнейших франшиз MY.GAMES.

Игра Hustle Castle (запущена более трех лет назад, студия Nord) была установлена 66,7 млн раз, а ее ежемесячная выручка достигла 500 млн руб. Другие проекты в оперировании у студии также успешны: American Dad! Apocalypse Soon достиг 7 млн скачиваний, а Zero City (15+ млн скачиваний) показал рекорд в 200 млн руб. по ежемесячной выручке в августе.

Проект Left to Survive (запущена более двух лет назад, студия Whalekit) достиг 27 млн скачиваний, а его месячная выручка составила около 175 млн руб. Другой проект студии — Warface: Global Operations — в сентябре представил режим кампании PvE. С момента запуска игры в январе 2020 года ее скачали более 12 млн раз.

Игра Love Sick: Interactive Stories (запущена больше года назад, студия SWAG MASHA), выпущенная в феврале 2019 года, уже достигла 21 млн скачиваний. С момента консолидации, проведенной инвестиционным подразделением MY.GAMES Venture Capital (MGVC) в третьем квартале 2019 года, ежемесячная выручка выросла на 58% и составляет около 200 млн руб.

ПК и консоли

Мы сохраняем курс на развитие собственных проектов и расширение их международной аудитории. Франшиза Warface по-прежнему входит в тройку лидеров по выручке среди проектов MY.GAMES. Warface: Breakout, премиальный тактический шутер от первого лица, вышедший на Xbox One и PlayStation 4 в мае, был локализован для рынка Ближнего Востока. Второй сезон игры запустился в сентябре. Аудитория Warface на консоли Nintendo Switch (запуск состоялся в феврале) достигла 3,3 млн.

Количество зарегистрированных пользователей в игре Conqueror’s Blade (запущена более года назад на ПК) достигло 2,7 млн в третьем квартале. Ежемесячная выручка составила около 1 млн долл. — по этому показателю проект входит в топ-10 в нашем портфолио. Игра успешно вышла на турецкий рынок в августе.

MMORPG Lost Ark (лицензия от студии Smilegate RPG, запущена в октябре 2019 года) показывает хорошие результаты: аудитория игры достигла порядка 2,2 млн зарегистрированных пользователей в России и СНГ.

F2P MMO Skyforge (12 млн зарегистрированных пользователей), проект нашей внутренней студии Allods Team, в четвертом квартале станет второй после Warface игрой MY.GAMES на консоли Nintendo Switch.

Новые инициативы

Выручка в сегменте Новых инициатив в третьем квартале 2020 года увеличилась на 99,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 3 173 млн руб. Среди ключевых драйверов роста – масштабирование сегмента онлайн-образования и улучшение показателей монетизации Юлы.

Онлайн-образование

Направление онлайн-образования остается крупнейшим в сегменте «Новых инициатив» – его выручка в третьем квартале превысила 1,6 млрд руб., увеличившись в 2,9 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Суммарно за квартал платформы Skillbox и Geekbrains, консолидированные Mail.ru Group, запустили 90 новых курсов и программ (профессий и факультетов). Рост общего числа зарегистрированных студентов этих сервисов год к году выражается в трехзначных числах: по состоянию на конец третьего квартал 2020 года их уже более 560 000.

Юла

Выручка Юлы в третьем квартале выросла на 34,4% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и составила 759 млн руб. Выручка вертикали «Товары» выросла на 36%, а ее доля остается выше 50%.

Worki и ВКонтакте запустили в социальной сети раздел «Работа», благодаря которому пользователи могут находить вакансии и откликаться на них, не покидая площадку. Это привело к увеличению дневной активной аудитории Worki в 1,7 раза, а количество новых резюме выросло в 1,6 раза.

Юла придерживается цели по выручке в 2,7-3,0 млрд руб., а по показателю EBITDA ожидается пропорциональный убыток на уровне 2019 года или ниже.

Пульс

Месячная активная аудитория рекомендательной системы Пульс, запущенной около двух лет назад, в третьем квартале выросла до 40,6 млн. Дневная активная аудитория увеличилась на 86% год к году и составила 4,3 млн. У платформы есть собственный сайт, интеграция с главной страницей портала Mail.ru и другими медиапроектами компании, а также с 250 партнерскими сайтами. В третьем квартале в Пульсе появился фото- и видеоконтент от блогеров.

 

Во что инвестировать: список акций и обзор ситуации на рынке (закрытый раздел)


Наша группа VK—>присоединиться

Другие материалы по данной теме

Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*
Генерация пароля